Использование современных информационных технологий в психологическом консультировании лиц с ограниченными возможностями здоровья

(Материалы научно-практической конференции "IT-технологии как средство реабилитации незрячих людей: Состояние, проблемы и перспективы", Государственное бюджетное учреждение культуры "Пермская краевая специальная библиотека для слепых", Пермь, 2011)
Дата публикации:11.06.2012
Twitter Facebook Vkontakte

В настоящее время в России инвалидов принято относить к слоям населения, нуждающимся в социальной защите. И этот культурный стереотип инвалида как человека, зависимого от окружающих, глубоко входит в его субъективный мир, тем самым создавая внутреннее противоречие. Противоречие заключается в расхождении желания инвалидов быть равноценными участниками общественной жизни и одновременно желания передать ответственность за решение жизненных трудностей внешнему окружению. Другой пример жизни некоторых инвалидов показывает, что быть равноценным членом общества - это вполне достижимая цель при условии самостоятельного принятия жизненно важных решений и приложения собственных усилий для их осуществления. В ходе длительного общения с незрячими и недавно ослепшими людьми я выделила две группы. Одни понимают жизнь как ограниченную в возможностях, другие - как пространство потенциальных ресурсов, которое необходимо обживать.

Зачастую круг общения инвалидов зависит от условий их проживания. Дети-инвалиды живут и обучаются в специализированных школах-интернатах, либо в семьях с гиперопекой или гипоопекой. Их близкие, порой неосознанно, в процессе общения задают ребенку негативную топологию ценностей, эмоциональных шаблонов ограниченных возможностей жизни инвалида. Для того чтобы ребенок мог продолжать жить, он вынужден применять психологическую защиту, но эти неадаптивные стратегии срабатывают лишь в конкретных проблемных ситуациях и на конкретных людях. В дальнейшей жизни у инвалидов возникает желание расширить сферы жизнедеятельности, и тут они сталкиваются с трудностями, которые они не могут преодолеть с помощью прежних защит. В этот момент инвалид переживает состояние кризиса, который имеет два выхода: позитивный и негативный. И в этот момент становится необходима встреча инвалида с человеком, готовым вступить с ним в смыслотворческий процесс, помочь инвалиду осознать свои ценности, негативную настроенность и психологические защиты, осознать и принять ответственность за собственную целостность, расширить усилия на разрешение трудной ситуации. В этом случае возможен позитивный выход из кризиса. При отсутствии встречи с другим человеком инвалид может использовать внутренние ресурсы и самостоятельно разрешить проблему, но для этого необходим высокий уровень духовной активности, направленной на осознание мира и своего места в нем.

По результатам диссертационного исследования Шульмина М.П. (ТГУ, факультет психологии, 2009 г.) 65 % инвалидов имеют фрагментированные субъективные миры, что мешает их социальной адаптации. При потере зрения фактически 100 % людей попадают в информационный вакуум, не имеют представления об образе жизни без контроля зрения, не имеют самостоятельных навыков передвижения, ведения домашнего хозяйства, самообслуживания. Потерявшие зрение люди погружаются в длительное и глубокое кризисное состояние. Часть проблем может решить прохождение курса элементарной реабилитации в центрах реабилитации слепых, но не каждый может туда поехать из-за состояния собственного здоровья и семейного положения.

Кроме того, человек, внезапно потерявший зрение и попавший в кризисное состояние, не может сразу изменить образ своей жизни и не готов действовать в новом состоянии. Должно пройти время, прежде чем возникнет потребность учиться жить по-новому, получать новые навыки, и он решит поехать в центр реабилитации. Для каждого человека этот период индивидуален и зависит от личностных качеств, от жизненного опыта.

На собственном опыте пережив состояние кризиса потери зрения и информационного вакуума в 2001 году, испытав сильную потребность в поддержке со стороны компетентных людей, я понимаю важность своевременной и доступной психологической помощи. В связи с чем, совместно с психологом-консультантом Шульминым М. П. был разработан сайт по оказанию психологической помощи.

Интернет-консультирование в сопоставлении с различными формами очного психологического консультирования может уступать последним по некоторым критериям, но для работы с категорией лиц, имеющих различные физические ограничения, эта форма работы имеет некоторые преимущества. Это связано, в частности, с трудностями в самостоятельном передвижении, которые являются не только физическим барьером. Весьма часто здесь затрагиваются глубокие переживания человека. На вопрос психолога: "Как вы рассматриваете вариант получения очной консультации?" - девушка, обратившаяся за консультацией по электронной почте, категорично отвечает: "Я не хочу, чтобы кто-либо из моих близких знал, что я обращаюсь за консультацией к психологу, а самостоятельно я не смогу добраться до места консультации".

Человек, который переживает трудности в общении из-за неправильного отношения к собственному заболеванию (что может сопровождаться определенными патохарактерологическими изменениями личности), получает возможность проработать совместно с психологом беспокоящие его проблемы в ситуации, которая рассматривается им самим как безопасная.

Специфическими проблемами, с которыми обращаются к психологу люди с ограничениями в жизнедеятельности, являются следующие:

  1. Отношение к инвалидности. "Я инвалид с опорно-двигательными нарушениями, хочу учиться в университете, но боюсь, что из-за моей инвалидности приемная комиссия даже документы мои не будет рассматривать"... "Я всю жизнь был опорой в семье, а теперь я стал никому ненужным инвалидом, как жить дальше"?
  2. Взаимоотношения со здоровым окружением. "Мои друзья бросили меня, они не хотят общаться с дефективным"... "Я боюсь создавать отношения с мужчинами, мне не хочется быть отвергнутой из-за моего заболевания"... "Мой муж бросил меня потому, что я теперь не смогу родить ему".
  3. Переживания, связанные с состоянием своего здоровья. "Я не могу никуда устроиться на работу; когда они узнают, что я больна эпилепсией, то отказывают мне в работе, говоря, что не подхожу им"... "Я болен ДЦП; когда получал среднее образование в форме обучения на дому, то у меня была цель к чему стремиться, а теперь обучение закончилось, и как мне теперь быть"? и др.

В процессе общения с психологом клиент получает опыт активного участия в разрешении собственных проблем, что особенно важно для лиц с нарушением здоровья, которые зачастую занимают пассивную позицию по отношению к собственной жизни. Эффективное решение проблемы создает необходимую психологическую почву для повышения уверенности в себе, самостоятельности и готовности принять ответственность за собственное существование.

Совместная работа психолога и клиента заключается в акцентировании тех смыслов, которые клиент вкладывает в сообщения, адресованные психологу. Такие экзистенциальные категории, как смерть, ограниченность, брошенность, беспомощность, надежда, болезнь, одиночество и др., имеют для каждого человека сугубо индивидуальные смыслы, которые во многом определяют его реальные поступки. Если человек придает своим переживаниям только негативное значение, проникается пессимистическим отношением к происходящему, то он обрекает себя на утрату подлинной духовности, или, другими словами, на утрату возможности быть человеком. Необходимо помочь ему, чтобы он не утыкался носом в препятствия, но открыл бы для себя новые перспективы полноценного существования.

Необходимо отметить, что при Интернет-консультировании расширяется и круг людей, которым необходима помощь: это люди, проживающие в отдаленных районах области, а также люди, проживающие в других областях и регионах страны.

Для меня важно, что, освоив персональный компьютер, я нашла возможность не только знакомить других инвалидов с новыми техническими средствами реабилитации и обучать основам работы на ПК, но и оказывать поддержку в трудных жизненных условиях, помогать выходить из кризисной ситуации, что является и для меня самовыражением и творческой самореализацией.

Дополнительная информация



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2018