Работаем DX-синтезаторами в среде Cakewalk sonar XL 2.0

Дата публикации:2005
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Вместо вступления

В этой статье мне хотелось бы поделиться своими скромными достижениями в музыкальной среде Sonar. Речь пойдёт о применении в музыкальном проекте «живых» синтезированных звуков. Ни для кого не секрет, что для незрячих пользователей эта проблема остается неразрешённой или частично разрешённой. На мой взгляд, не существует сколько-нибудь полезных скриптов (речь идёт о Jaws), чтобы хоть как-то решить проблему применения синтезированных звуков. И тогда нашему незрячему брату приходится самому находить выход из создавшегося положения. Да, конечно, есть скрипты, написанные для Cakewalk Sonar от 1.0 до 4.0, но все эти скрипты, за исключением скриптов последней версии, в основном, сосредоточены на MIDI обработке. Однако, следует отметить, что, хотя скрипты последней версии Sonar частично работают с окном «synth rack view», это не оказывается достаточным, на мой взгляд, в полной мере. А если учесть, что далеко не у каждого есть версия Jaws 5.0 и выше, то данные скрипты остаются недоступными.

Вы спросите меня, дорогие читатели: Что, мол, я могу предложить взамен? Ну что же! Вполне резонный вопрос. Итак, начнём!

Общая характеристика DX-синтезаторов

Существует, в принципе, два вида таких синтезаторов:

  • Встраиваемые синтезаторы (build-in synths). Такие синтезаторы встраиваются в среду Sonar непосредственно, являясь, таким образом, плагинами этой среды.
  • Самостоятельные синтезаторы (standalone synths). Такого рода инструменты работают независимо от программы, в данном случае Cakewalk Sonar, но в них предусмотрены средства для взаимодействия с необходимой средой. Так как эти синтезаторы работают по технологии directX, они называются DX-синтезаторами.

В предлагаемой статье будет рассмотрен один (на мой взгляд, самый лёгкий в управлении) DX-синтезатор: LiveSynthProDXi.

Прежде чем переходить к непосредственному рассмотрению данного синтезатора, разберёмся сначала с диалогом «Insert Dxi synth options», который появляется, когда мы вставляем на дорожку в окне «track view» какой-нибудь синтезатор.

Итак, мы находимся в окне «Track view». Для вставки синтезатора поступайте следующим образом:

  1. Активизируйте меню, нажав клавишу Alt;
  2. Выберите пункт "insert";
  3. Стрелкой вверх доберитесь до пункта "DXi synth";
  4. Стрелкой вправо войдите в предлагаемый список DX-синтезаторов. Но не спешите нажимать на клавишу Enter!

Если вы сейчас нажмёте клавишу Enter, то перед вами появится вышеупомянутое окно диалога.

Окно диалога «insert Dxi synth options»

Это окно представляет собой совокупность параметров, которые необходимы для вставляемого синтезатора. Разберём эти параметры подробнее.

Если параметр "MIDI source" отмечен галочкой, то Sonar создаст MIDI-дорожку и сделает её источником для воспроизведения синтезатора. Это нужно тогда, когда вы будете создавать новый MIDI-трэк (я оставляю этот параметр неотмеченным).

Если параметр "first synth output (audio)" отмечен галочкой, то Sonar создаст audio-дорожку таким образом, что синтезатор окажется уже вставленным в эту дорожку. Обратите внимание на слово "first" (первый)! Это говорит о том, что будет создана одна, но первая дорожка с текущим синтезатором. Вы можете пожелать вставить вторую, третью и т.д. дорожку, но помните, это потребует больших ресурсов машины. Следует, правда, оговориться, что не все синтезаторы позволяют вставлять себя более чем один раз, однако вышеуказанный синтезатор не имеет таких ограничений (у меня этот параметр отмечен галочкой).

Если параметр "all synth output (audio)" отмечен галочкой, то Sonar все аудио дорожки использует для вставляемого синтезатора (у меня этот параметр оставлен не отмеченным). Если параметр "synth property page" отмечен галочкой, то Sonar при нажатии кнопки "ok" выдаст на экран окно свойств вставляемого синтезатора. Это, по сути дела, и есть интерфейс управления синтезатором. Вся сложность заключается в том, что у разных синтезаторов - разные интерфейсы. (у меня этот параметр отмечен галочкой).

Если параметр "synth rack view" отмечен галочкой, то Sonar при нажатии кнопки"ok" покажет это окно. Так как я этим параметром практически не пользуюсь, он у меня остается всегда неотмеченным. Если вы не хотите по тем или иным причинам видеть это окно диалога, то просто снимите флажок "ask this every time", и оно при вставке DX-синтезатора больше не появится, используя установленные ранее параметры. Однако я не советовал бы этого делать. Вставив синтезатор, его еще нужно подстроить.

Подстройка синтезатора

Итак, мы научились вставлять синтезатор, а он почему-то не работает. Вы его не слышите. Давайте поступим следующим образом:

Допустим, у нас есть синтезатор, параметры которого нам известны. Назовём его просто синт. И проделаем следующие шаги:

  1. откройте музыкальный проект в формате *.cwp или простой .mid-файл;
  2. Активизируйте меню, нажав клавишу Alt;
  3. Выберите пункт "insert";
  4. Стрелкой вверх доберитесь до пункта "DXi synth";
  5. Стрелкой вправо войдите в предлагаемый список DX-синтезаторов;
  6. В этом списке выберите синтезатор "синт" и нажмите "enter";
  7. Перед вами появится окно "insert synt options". Отметьте параметры галочками так, как это сделано у меня и нажмите кнопку ok.
  8. Перед вами появится окно свойств нашего мнимого синтезатора "синт". Допустим, вы выполнили в этом окне необходимые действия;
  9. Теперь закройте это окно комбинацией клавиш ctrl+f4. И Вы окажетесь в окне "track view" — - самое стартовое окно, откуда все начиналось. Двигаясь стрелками вверх или вниз, вы должны обнаружить аудио дорожку с названием синтезатора (в нашем случае - "синт"). Двигаясь стрелками по этой дорожке влево или вправо, вы должны заметить, что в колонке "input" у вас уже прописан выбранный синтезатор, а в колонке "output" прописана ваша звуковая карта по умолчанию;
  10. Затем выберите любую MIDI дорожку, на которой что-нибудь записано;
  11. Убедитесь, что в колонке "input" данной дорожки стоит "MIDI omni", а в колонке "output" стоит ваш выбранный синтезатор. Чтобы установить "MIDI omni", достаточно стать стрелками на колонку "input" и, нажав Enter, ввести с клавиатуры цифру "0", а что касается колонки "output", то необходимо нажать Enter на этой колонке и выбрать в предлагаемом списке вставленный синтезатор. Он обязательно должен быть там;
  12. А теперь, чтобы прослушать работу выбранного синтезатора, нажмите клавишу Пробел. Если вы сделали все правильно, то вы должны услышать работу выбранного синтезатора под управлением MIDI дорожки.

Вы видите теперь, что все шаги установки и применения DX-синтезатора, за исключением 6-го и 8-го шагов, являются стандартными. Остаётся разобраться лишь с интерфейсами конкретных синтезаторов, а вместо нашего мнимого "синт" следует уже вставлять существующие DX-синтезаторы.

Примечание: Чтобы снова вызвать окно свойств уже вставленного синтезатора, необходимо при помощи jaws-курсора сымитировать двойной клик мыши по названию синтезатора, расположенного в колонке "output".

Перейдём теперь к непосредственному описанию DX-синтезаторов.

LiveSynthProDXi

Устанавливается дополнительно. Этот синтезатор самый простой, с в смысле пользовательского интерфейса. Не нужно прилагать особых усилий для управления, потому что все элементы управления jaws воспринимает достаточно хорошо, да к тому же количество этих "контролов" небольшое. Если я с самого начала столкнулся бы с этим синтезатором, то, наверное, не стал бы заниматься другими, так как используя возможности только этого синтезатора можно было бы написать довольно хорошую музыку.

Этот синтезатор работает по технологии "soundfont" (буквально: звуковой шрифт). Такие банки со "звуковыми шрифтами" расположены в файлах с расширением *.sf2. Некоторые из этих файлов можно найти и в папке по умолчанию:

C:\Program Files\Cakewalk\SONAR 2\Sample Content\Soundfonts\Sonic Implants

Как утверждает руководство по этому синтезатору, эти файлы можно также скачать по следующему веб адресу: http://www.sonicimplants.com. Но насколько это верно, я не проверял.

Итак, у вас появилось желание воспользоваться этим синтезатором. Поступайте так как было указано выше до 6-го шага, а на 6-ом шаге вместо мнимого "синт" укажите реальный синтезатор "live synth pro Dxi". Далее идёт стандартный 7-ой шаг. На 8-ом шаге вы должны руководствоваться следующими подпунктами 8-го шага:

  1. Нажатием клавиши "tab" доберитесь до кнопки "browse" (обзор);
  2. Активизируйте её нажатием клавиши Пробел. Откроется стандартный диалог выбора и открытия файлов. Выберите и откройте какой-нибудь файл с расширением *.sf2; В) Далее, системный фокус окажется на кнопке "load" (загрузить). Активизируйте эту кнопку клавишей Пробел, но прежде чем сделать это, нажмите Shift+tab, и вы окажетесь в текстовом поле, где можно ввести числовое значение 0 - 127, которое соответствует номеру банка, куда будут загружены так называемые звуковые шрифты (я обычно не изменяю значение этого текстового поля). Если вы ещё раз нажмёте комбинацию клавиш Shift+tab, то попадёте в текстовое поле, в котором прописан путь загружаемого .sf2-файла;
  3. Чтобы увидеть загруженный банк, нажимайте клавишу Tab или Shift+Tab, пока jaws не сообщит о том, что вы находитесь в древовидном поле (У меня, например, он говорит "tree view"). Там-то вы и найдёте банк с инструментами.

Далее, выполняйте стандартные 9-ый и 10-ый шаги.

На 11-ом шаге выполняйте всё то же, но ещё не забудьте посмотреть колонки "bank" и "patch". В колонке "patch" должно появиться название реально исполняемого инструмента, если же оно не появилось (отображены лишь цифры), то и звучать не будет. В таком случае у вас в колонке "bank" не указан соответствующий банк. В остальном всё должно работать.

Примечание: Если вы используете в качестве источника MIDI дорожку с ударными, то просто поменяйте в колонке "MIDI channel" 10-ый канал на другой, допустим, 9-ый. В противном случае вы не услышите работу синтезатора.

Теперь рассмотрим остальные элементы управления.

"attenuation" (ослабление) — Этот элемент управления представляет собой текстовое поле, в котором по умолчанию установлено числовое значение "3". Чтобы изменить его, просто введите новое значение от 0 до 96, и, найдя клавишей Tab кнопку "apply" (применить), активизируйте её клавишей Пробел. Однако учитывайте следующий факт: Чем больше значение (оно измеряется в децибеллах), тем мягче будет звучать ваш синтезатор. Таким образом можно избежать перегрузок.

"polyphony/voices" (полифония/голоса) — этот параметр говорит сам за себя. Полифония и в африке таковой является. По умолчанию в текстовом поле указано "64". Лично я не изменял это значение.

Далее, имеется кнопка "advanced" (расширенный в смысле функций). При активизации ее клавишей Пробел вы можете воспользоваться дополнительными функциями. В частности, вы можете загрузить банки в звуковую карту, если в ней такие функции предусмотрены. Я лично этой кнопкой пока не воспользовался.

Остальные элементы управления, по моему мнению, не требуют описания.

Однако, есть возможность выгрузить неиспользуемые инструменты. Достаточно добраться клавишей Tab до древовидного контрола, где курсорными стрелками можно выделить неиспользуемый инструмент, а затем, пропутешествовав до кнопки "unload" (выгрузить), активизировать её клавишей Пробел.

Метки

Cakewalk Sonar, Компьютерная музыка


Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024