Сопровождение образовательного процесса студентов с глубокими нарушениями зрения на основе использования современных технических средств реабилитации

Материалы научно-практической конференции "Высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих", Центр медико-социальной реабилитации инвалидов по зрению, Санкт-Петербург, 2009
Дата публикации:18.02.2010
Поделиться в Twitter Поделиться в F******k Поделиться в VKontakte Поделиться в Telegram Поделиться в Mastodon

Об авторе: Потемкина Алла Вадимовна , доцент кафедры тифлопедагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена), Санкт-Петербург.

Современное образование опирается на идеи гуманитаризации. Следуя терминологии Н.В. Бордовской, «это ориентация на освоение содержания образования независимо от его уровня и типа, позволяющего с готовностью решать главные социальные проблемы на благо и во имя человека…». Особый смысл данное положение приобретает относительно лиц с нарушениями в развитии и особыми образовательными потребностями. Основываясь на идеях гуманизации, Н.М. Назарова отмечает: «Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учет обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию».

В данном случае «помощь» понимается как сопровождение образовательного процесса, включающего два основополагающие компонента — создание условий на основе учета и развития индивидуальных особенностей.

Впервые термин «сопровождение» появляется в психологии, затем его берет на вооружение и педагогика. В современной трактовке он звучит как руководство, взаимодействие. Педагог создает, организует педагогический процесс на основе педагогических технологий.

Первоначально термин «педагогическая технология» появился в психолого-педагогической литературе и понимался как обучение с помощью технических средств. Первой попыткой стало программированное, а затем и компьютерное обучение.

По определению Н.В. Бордовской «педагогическая технология — это система педагогических действий и применяемых средств для достижения педагогической цели», что подчеркивает использование в педагогическом процессе не простого набора приемов, а именно системы последовательных действий. В этой связи необходимо обратить внимание на характер взаимодействия технологии и методики.

Исходя из понятия методики как совокупности приемов и методов обучения, можно говорить, что методика возникает в результате апробации и обобщения опыта, поиска нового или оптимального способа передачи знаний.

Методика есть инструмент поиска. Не даром изучение какой-либо проблемы требует использования методики. Экспериментатор посредством комплекса методик и полученных в ходе их проведения результатов подтверждает или опровергает выдвигаемую гипотезу. Таким образом, методика направлена на предполагаемый результат.

Технология, базируется на уже проверенных методиках. Поэтому технология проектируется, исходя из конкретных условий, и ориентируется на заданный результат.

В современной педагогике технология понимается как систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроецированного учебного процесса.

Любой технологичный процесс не может обойтись без конкретных приемов, методов и средств, которые, в конечном счете, направлены на развитие личности.

В связи с вышесказанным, технические средства реабилитации становятся неотьемлемым компонентом современного образовательного процесса подготовки будущих тифлопедагогов.

На факультете коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена при кафедре тифлопедагогики создан специализированный тифлотехнический компьютерный класс. В аудитории оборудовано рабочее место преподавателя, оснащенное компьютером, интерактивным планшетом, на котором лектор может видеть не только подготовленные материалы, но и вносить правки, рисовать и т д. Информация передается на большой настенный электромеханический экран. Аудитория оборудована четырехканальной акустической системой для воспроизведения звукового сопровождения. Для студентов доступны 14 специализированных рабочих места, каждое из которых имеет персональный компьютер, оснащенный операционной системой Windows Vista, устройством речевого доступа на основе программ экранного доступа с синтезом речи на русском языке «Virgo». Данные программы позволяют пользователю самостоятельно выбирать , какая информация будет воспроизводиться голосом, а какая будет отображаться на брайлевском дисплее. Класс оснащен десятью брайлевскими дисплеями «Vario Pro» с длиной строки, включающей 40 знаков. Это устройство позволяет незрячему читать текст, представленный в электронном виде. Кроме того, оснащение персонального компьютера специальными принтерами Indeks Pro Indeks Everest позволяет распечатывать тексты рельефно-точечным шрифтом.

В распоряжении студентов находятся 5 электронных луп, позволяющих увеличивать изображение до 24-х раз. Изображение получаем на экране монитора персонального компьютера. Посредством электронной лупы пользователь может выбрать индивидуальный режим работы в отношении размеров изображения, контрастности, яркости, цветовых сочетаний фона и самого изображения в зависимости от своих зрительных возможностей.

Класс оснащен читающей машиной Книголюб-компакт, значительно облегчающей незрячим студентам изучение лекционного материала.

Использование подобных технических средств позволяет незрячим решать проблему своевременного, быстрого и максимального получения информации.



Распространение материалов сайта означает, что распространитель принял условия лицензионного соглашения.
Идея и реализация: © Владимир Довыденков и Анатолий Камынин,  2004-2024